«Сердце нарцисса»
«Типичный нарцисс», — подумал я, — «самодостаточный и уверенный, харизматичный, броня такая, что гаубицей не пробьешь. Знает, что единственная ценность и истина в последней инстанции, смысл его существования и предмет настоящего восхищения и любви – он сам. Будет и дальше идти по жизни, тасуя людей вокруг, как колоду карт, и ведь не спотыкнется. Вот возьмет и не спотыкнется, назло всем нам! Кстати, в этой колоде может оказаться не один психоаналитик, а десяток… Будет искать своего и пробудет с каждым ровно столько, сколько последний сможет выносить от сессии к сессии давящую атмосферу в своем кабинете, который будет заполняться величием его клиента-нарцисса… И попробуй только «пикнуть» по поводу того, что возможно с ним не все ладно! Вы когда-нибудь общались долгое время с нарциссом? Знаете, наверное, что это общение может быть долгим только при одном условии, если вы будете соблюдать правило: «заткнись и слушай»?
А может быть, нам действительно попробовать всем заткнуться и послушать нарцисса?
Он будет говорить, говорить красиво и замысловато, возможно с выражением вселенской тоски и тайны о вещах, вполне обыденных, но озаренных его светом и величием его существования, даже немного критично по отношению к себе, но только исключительно в отведенных им самим рамках. Он может даже вступить с нами в полемику в заданных им границах, однако, если мы вдруг возьмем на себя смелость поднять щекотливый вопрос, который только отдаленно будет намекать на наше право собственного мнения, или предполагать наличие других центров вселенной помимо него, то не то что наш вопрос, но и мы сами рискуем быть сняты с повестки дня, как докладчик, не значащийся в программе. За всей его умопомрачительностью скрывается что-то такое, что заставляет его «ходить» и по людям, и по «кабинетам». И он многое хочет сказать, многое готов сказать всеми миру. Давайте вслушаемся в его слова:
«Что может принести мне любовь к другому? Только боль и разочарование, потому что «этот другой» никогда не сможет превзойти меня самого, а его любовь всего лишь слабая тень моей истинной и самой сильной любви к себе. Зачем мне питать чужой эгоизм и удовлетворять чьи-то желания? Разве они стоят меня самого? Разве они могут привести меня к тому наивысшему упоению, которое я могу сам себе доставить? Мне не нужна эта ваша близость, потому за ней следом идет боль и разочарование. А я не хочу больше чувствовать боль и холод… Я никому не позволю больше предать меня, никогда! Единственный человек, который всегда останется мне верным, никогда не сделает мне больно – это я сам!»