Закрытые двери родительской спальни. (Вторая часть эссе: «Путь по зеркальному лабиринту. (Заметки о терапевтической работе)»
В процессе работы с Наташей стали проступать образы ее родителей. Она вспоминала их дистантными, недостаточно любящими, недоступными для искреннего контакта. Все, что на самом деле происходило между отцом и матерью оставалось закрытым от неё. Внешне отношения между родителями были спокойными и, я бы сказал, «правильными». Они старались никогда не ссориться, не высказывать недовольства друг другом в присутствии дочери. Но это был обман, семейная ширма, маска. Дело в том, что дети очень восприимчивы и открыты, они пребывают в своих фантазиях о внешнем мире, их связь с бессознательным очень тесная. Взрослые могут ничего не говорить, но дети часто все чувствуют и без слов. Не следует забывать, что до определенного возраста они, вообще, не до конца могут понимать их смысл, но вот фальшивость, неискренность, холодность и отталкивание считывают мгновенно.
В ходе анализа Наташа с трудом вспоминала моменты теплоты и связи, или, наоборот, эпизоды выяснения отношений между отцом и матерью. Кроме того, характер их контакта с ней самой также не отличался особой любовью, чуткостью и заботой. Была забота бытовая, и как высказалась сама Наташа, для ее мамы материнская функция сводилась лишь к тому, чтобы накормить, одеть и отправить в детский сад или школу. Моментов, когда мама ласкала и утешала ее, когда ее отец проводил с ней время, можно было по пальцам пересчитать. Получается, что такое детство больше похоже на забвение. Оно и стало таковым для клиентки: ей с большим трудом приходилось, вообще, вспоминать свои детские годы. Вместо заклятия: «ТЫ ЛУЧШАЯ И Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЧТОБЫ С ТОБОЙ НЕ СЛУЧИЛОСЬ, И КАКОЙ БЫ ТЫ НЕ БЫЛА» она получила странный посыл от своих родителей, который можно описать примерно так: «МЫ СЛИШКОМ ЗАНЯТЫ ТЕМ, ЧТОБЫ ВСЕ ВЫГЛЯДЕЛО БЛАГОПРИСТОЙНО, ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО В СЕМЬЕ В ПОРЯДКЕ. МЫ НЕ ЗНАЕМ, КАКАЯ ТЫ, И У НАС НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗБИРАТЬСЯ В ТВОИХ ГЛУПОСТЯХ. ОСТАВЬ НАС В ПОКОЕ, НЕ ЛЕЗЬ И НЕ ПЫТАЙСЯ ПОНЯТЬ: У НАС ВСЕ В ПОРЯДКЕ И У ТЕБЯ ВСЕ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ».